К Международному дню художника
Искусство воздействует на людей любой эпохи, проникает в самое сердце и никого не оставляет равнодушным. Художники и по сей день продолжают восхищать нас своими шедеврами, благодаря им мы учимся замечать красоту окружающего мира и развиваем хороший вкус. Искусство даёт возможность прикоснуться к забытому прошлому: увидеть, как одевались и чем жили люди, какие события происходили в те времена.
Сотрудники отдела искусства областной библиотеки к Международному дню художника подготовили для вас виртуальную выставку-просмотр «Ожившее прошлое на полотнах», которая знакомит с прекрасными работами знаменитых творцов.
Взять больше литературы по теме вы сможете в отделе искусства ул. Советская,25 (вход со стороны ул. Колючинская). Тел. 62-03-12.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» была написана в 1830-1833 гг. На этом эпическом полотне живописец запечатлел гибель города Помпеи вследствие извержения вулкана Везувий в 79 году н.э. В поисках достоверности Брюллов посетил раскопки погибшего города. Фигуры и лица людей создавались живописцем с натуры, с жителей Рима. Практически все предметы, изображенные на картине, художник писал с подлинных вещей, хранящихся в Неаполитанском музее. Картина «Последний день Помпеи» напоминает зрителю о том, что основная ценность мира – человек. Его физическую красоту и духовное величие художник противопоставляет разрушительным силам природы. Картина вызвала взрыв восхищения и преклонения, как в Италии, так и в России.
Карл Брюллов / авт. текста О.Алленова, М.Алленов. – М. : Белый город, 2005. – 64с.. – (Мастера живописи).
Василий Суриков «Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова» является одной из самых известных картин выдающегося русского художника В. И. Сурикова и посвящена она церковному расколу XVII века. Главная героиня картины – боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова (1632-1675). Морозова была раскольницей и придерживалась старых церковных обрядов. Православная церковь в то время начала активную борьбу с раскольниками. Отказ принять церковную реформу патриарха Никона дорого обошелся знатной и влиятельной боярыне: арест и допрос, конфискация имущества в царскую казну, пытка на дыбе, ссылка в Боровский острог и мучительная голодная смерть в земляной яме. На картине изображен эпизод, когда арестованную боярыню везут к месту заточения.
Василий Иванович Суриков, 1848—1916 / [автор текста В. Баева]. – Москва : Директ-Медиа : Комсомольская правда, 2010. – 48 с.. – (Великие художники).
Илья Репин «Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану)»
Основой картины Репина стало историческое событие 1676 года. Тогда Казаки вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV прислал запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления. Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма. И написали свой, весьма едкий ответ султану. На картине храбрые казаки от души хохочут, предвкушая, как султан будет читать их письмо, как впадёт в ярость от их удалой выходки! И что им эти звания султана, если они не раз уже громили его войска.
Илья Репин / Авт. текста Е.Алленова. – М. : Белый город, 2001. – 64с.. – (Мастера живописи).
Диего Веласкес «Менины»
«Менины» (в переводе «Фрейлины») – самая знаковая картина Диего Веласкеса. Это картина-иллюзия, картина-автобиография. На полотне изображены Инфанта Маргарита (Младшая дочь испанского короля Филиппа IV, девочка, на которую империя Габсбургов возлагала большие династические надежды и девочка, которой суждено было умереть 21-летней), девушки фрейлины, карлики и сам художник. Но кого же пишет на самом деле Веласкес? В чём самая большая интрига картины? У него в руках палитра и кисть, он смотрит куда-то дальше, поверх голов Маргариты и фрейлин, а перед ним стоит на подрамнике огромное полотно. Но присмотревшись можно понять: те, кого он пишет, отражаются в небольшом зеркале за спиной Веласкеса. Это Филипп IV, и королева Марианна Австрийская – родители инфанты.
Веласкес : Альбом / Текст: М.Тасартес ; Оформление: Д.Брески. – М. : Белый город, 1998. – (Мастера живописи).
Рембрандт ван Рейн «Пир Валтасара»
Наказуемость жадности и других пороков неизбежна – повествует нам данное полотно «Пир Валтасара». Получив власть в Вавилоне после смерти отца, царь Валтасар устроил грандиозный пир, но когда гостям не стало хватать посуды, он приказал своим слугам принести ритуальные золотые кубки и другие приборы, которые ограбил и вывез из Иерусалима его отец Навуходоносор. Осквернив таким образом святыни, вдруг все гости и царь увидели руку, которая старательно выводила надпись на стене: «мене мене текел упарсин». Надпись предрекла гибель Вавилона. В этот же самый день город был взят персами и мидянами, а новоиспечённый царь был убит. Такова была кара, за деяния его отца, ограбившего Иерусалимский храм.
Рембрандт / авт. текста Е.Федотова. – М. : Белый город, 2005. – 48с.. – (Мастера живописи).
Шарль Ле Брен «Семейство Дария перед Александром Великим»
Картина стала первой из серии «История Александра», которую заказал король Людовик XIV. Она принесла Ле Брену дворянство, пожизненную пенсию, титул первого живописца короля и дальнейшие заказы. Сюжет относится к наступательным войнам македонца Александра Великого против Персии. По сообщению историка Арриана, после сражения при Иссе персидский царь Дарий III был разбит и бежал. В брошенном лагере македоняне захватили золото, сына, двух дочерей, жену и мать Дария. На картине мы можем наблюдать как на следующий день после битвы Александр Македонский вместе со своим поверенным Гефестионом отправился поговорить с захваченной семьей царя.
Шарль Ле Брен / автор текста Е. Федотова. – Москва : Белый город, 201?. – 48 с.. – (Мастера живописи).