«Фильмы. Судьбы. Голоса»

Кино – несомненно, популярный и любимый многими вид искусства.

В России День кино отмечается 27 августа и проходит на официальном уровне 42 раз.

Этот праздник охватывает всех людей, кто имеет какое-либо отношение к кинокартинам: продюсеры, режиссеры, операторы, сценаристы, актеры, каскадеры. И, конечно, зрители – те, для кого кино и снимается.

В отделе искусства областной библиотеки собран большой фонд литературы по истории мирового кинематографа.

Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку произведений о знаменитых деятелях российского кино.

Книги доступны для чтения в отделе искусства по адресу: ул. Советская, 25 (вход со стороны ул. Калючинской). Тел. 72-03-12.

Афанасьева, О. В. Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или… / Ольга Афанасьева. – Москва : Родина, 2021. – 238, [1] с. – (Культурный слой).

Среди фильмов режиссера Эльдара Рязанова сложно выбрать лучший: «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих» и, конечно же, любимый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». Их смотрят и пересматривают зрители самых разных поколений.

В чем секрет такой народной любви? Ответ простой: режиссер всегда рассказывал истории про обычных людей, то есть про нас с вами. «У меня вообще каждая картина личная, потому что других я как бы делать не умею», – признавался он.

Мастер обожал ставить комедии, хотя жизнь Рязанова вовсе не представляется смешной. В его судьбе многое: война, любовь, семейные драмы (мэтр женат трижды).

Все грани жизни Эльдара Рязанова – в новой книге Ольги Афанасьевой!


Папанова, Елена Анатольевна. Хочу рассказать… Книга об отце. – М. : Эксмо, 2009. – 384 с. : ил.

Всеми любимый актер с простодушным лицом и неповторимым голосом – Анатолий Папанов.

Правда, любимцем публики он стал благодаря тем ролям, которых сам стыдился. Папанов очень переживал из-за того, что все в нем видели только недалекого Лёлика из «Бриллиантовой руки» или ассоциировали с Волком из «Ну, погоди!», которого он озвучил. Его экранные образы были так далеки от него настоящего, что коллег и поклонников это часто шокировало.

В жизни Папанов был очень замкнутым, стеснительным, скромным, чутким и даже сентиментальным человеком. Больше всего на свете он любил свою семью, свою профессию, свой Театр Сатиры, где прослужил без малого 40 лет. Артист был верным человеком во всем, так и говорил: «Я однолюб – одна жена, один театр».

Единственная дочь Анатолия Папанова Елена, очень похожая на отца, стала актрисой. Она написала книгу «Хочу рассказать… Книга об отце». Это монолог дочери об именитом отце, который был для нее прежде всего самым близким человеком, которого она видела без грима.


Купервейс, К. Т. Людмила Гурченко. Золотые годы / Константин Купервейс ; [предисловие В. Давыденко]. – Москва : АСТ, 2020. – 220, [3] с., [12] л. ил., портр.. – (Зеркало памяти).

Культовая актриса Людмила Гурченко не нуждается в особом представлении.

Она прожила яркую, блестящую жизнь, где было место успеху, признанию, всенародному обожанию и любви, которую артистка дарила и получала в ответ.

Официально кинодива вступала в брак шесть раз. Она буквально очаровывала мужчин и в любом возрасте оставалась привлекательной. Быть может, постоянное чувство влюбленности и являлось для Людмилы Марковны источником вдохновения, сил, неиссякаемой энергии и неувядающей молодости.

Книга написана ее мужем, известным музыкантом Константином Купервейсом, с которым она прожила почти двадцать лет. Это были годы очень яркой, насыщенной творческой жизни актрисы. В это время она работала с такими режиссерами, как Эльдар Рязанов, Владимир Меньшов, Петр Тодоровский, Алексей Герман, Андрон Кончаловский, а ее партнерами были Юрий Никулин, Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Сергей Шакуров и многие другие.

Автор рассказывает о жизни великой актрисы, ее взлетах и падениях, личных победах и личном счастье. И во всем опорой ей был он, любящий муж, который находился рядом, поддерживая, вдохновляя, придавая сил, помогая вынести, порой, нечеловеческие испытания судьбы.


Захарчук, М. А. Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия / Михаил Захарчук. – Москва : Эксмо, 2018. – 285, [1] с., [4 л.] ил.. – (Великие актеры театра и кино).

Алексей Баталов – кумир целой эпохи. Он был талантливейшим актером и режиссером, мастером художественного слова и имел собственную яркую гражданскую позицию.

В жизни Баталова не было случайных ролей. Каждая – в точку. Каждая – событие. Его герои прошли проверку временем и остаются жить.

Слава к актеру Алексею Баталову пришла после выхода картин «Летят журавли» и «Москва слезам не верит».

Алексея Владимировича называли одним из самых обаятельных, интеллигентных и мужественных актеров советского кино, о нем мечтали тысячи поклонниц, но его сердце на протяжении полувека принадлежало одной женщине – его второй жене, артистке цирка Гитане Леонтенко. К сожалению, их семейное счастье не было безоблачным. Баталову пришлось пережить драму, которая стала для него настоящим потрясением и не давала покоя до конца жизни.

Книга Михаила Захарчука приоткроет завесу тайны жизни великого актера.


Кондор, В. Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов. Как казачка Штирлица любила / Виталий Кондор. – Москва : Алгоритм, 2019. – 270, [1] с. – (Знаменитые пары СССР).

Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов – эти имена знал весь Советский Союз. Мужчина, в которого были влюблены все девушки страны, и красивая женщина, признанная одной из лучших актрис 20 века.

Эту пару называли самой яркой в кинематографе. Их страстная любовь и брачный союз у многих вызывали удивление – уж очень разными по темпераменту были супруги. Открытая и энергичная Мордюкова и немногословный, меланхоличный Тихонов. Две легендарные личности – актеры прожили вместе всего 13 лет.

По словам самой Ноны Викторовны, их студенческая любовь с Тихоновым была преждевременной, несозревшей. А он, как настоящий интеллигент, никогда не комментировал свой первый брак.

История любви Ноны Мордюковой и Вячеслава Тихонова была драматичной.

Что сблизило их и почему они расстались? Обо всем этом читайте в книге талантливого писателя Виталия Кондора.


Караченцов, Н. П. Я не ушел … / Николай Каранченцев. – Москва : Эксмо, 2018. – 476, [1] с., [8] л. ил.

Персонажи Караченцова всегда были героями. Не столь важно, плохими или хорошими, но героями: сильными, смелыми, активными. И играл он их так убедительно, с таким азартом и самоиронией, что они вызывали у зрителей неподдельную симпатию.

Николай Петрович жил ярко, торопливо. Даже собственные воспоминания записывал быстро, урывками, на бегу, будто предчувствуя, что может не успеть… Авария, почти месяц комы – и отчаянная попытка вернуться, вновь почувствовать себя Тилем, Резановым, Джонни.

Рядом с ним все это время была верная жена и муза – актриса Людмила Поргина. Истории Караченцова об актерстве и жизни в целом, а также воспоминания жены артиста о тяжелом периоде восстановления после аварии были собраны в книгу. Караченцов и Поргина откровенно рассказывают о себе – реальных, без образа.

Это лучший способ сказать: «Я еще здесь. Я не ушел!»


Раззаков, Ф. И. Самые красивые пары советского кино / [Федор Раззаков]. – Москва : Э, 2015. – 347, [3] с., [8] л. портр.

Александр Абдулов и Ирина Алферова, Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова, Василий Шукшин и Лидия Федосеева, Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Не так много их было в кинематографе – этих красивейших супружеских пар!

Но как ими восхищались миллионы любителей кино! Как старались подражать! Казалось, что у таких красивых и талантливых людей и семейная жизнь безупречна. И потому как недоразумение, как нелепую ошибку страна воспринимала сообщения о разводах, изменах и драмах в тех лучезарных семьях. Но жизнь непредсказуема, вопреки надеждам миллионов семейные драмы и скандалы не обходили стороной и всеобщих любимцев. Книга Федора Раззакова расскажет о судьбе звездных пар.