“Русский лебедь” Анна Павлова

12 февраля 1881 года в Петербурге родилась Анна Павлова – одна из величайших балерин эпохи. Ей восхищались, подражали, а билеты на постановки с ее участием раскупались за несколько часов. “Умирающий лебедь” в ее исполнении стал самой известной балетной партией XX века. Известный критик Андрей Левинсон говорил: “Чтобы танцевать, как Павлова, нужно быть Павловой!”.

Ее имя известно, как в России, так и за рубежом. “Пушинка, легкость, ветер” – так отзывался о Павловой знаменитый хореограф Мариус Петипа. И действительно, легкая, изящная, грациозная, она стала символом русского балета, покорив весь мир.

Любовь русской публики балерина завоевала своими партиями в постановках “Жизель” и “Баядерка”. “Это – сама муза Терпсихора, воплотившаяся в лице нашей молодой танцовщицы, – писал о Павловой балетовед Валериан Светлов.

Павлова сотрудничала со своим другом со школьной скамьи – балетмейстером Михаилом Фокиным. Это он поставил для Анны концертный номер “Лебедь” на музыку Сен-Санса: зрителям всего мира эта партия известна под неофициальным названием “Умирающий лебедь”.

В январе 1931 года Павлова вновь приехала в Нидерланды, и ей вновь вручили шикарный букет. Через два дня 49-летняя балерина должна была выйти на сцену Гааги, но ее выступлению не суждено было состояться. Павлова была сильно простужена, и с каждым часом ей становилось все хуже. Доктор, которого пригласил Дандре, поставил диагноз – гнойный плеврит. Болезнь была слишком запущена, и 23 января балерины не стало. Как вспоминал ее гражданский муж, Павлова до последнего верила в свое выздоровление и даже собиралась выступить перед зрителями. Незадолго до смерти она попросила: “Принесите мне мой костюм лебедя”. Это были последние слова Анны Павловой.

Еще больше узнать о жизни легендарной балерины и ее потрясавших воображение выступлениях можно из книг в отделе искусства по адресу: ул. Советская, 25 (вход со стороны ул. Калючинской).