“Архітэктурная сімфонія Гродзеншчыны: творчыя праекты гродзенскіх архітэктараў”

Гродно – не просто областной центр, это еще и королевский город! Мы видим, как год от года преображается, становится все краше наш город, – и в этом большая заслуга архитекторов.
По проектам гродненских зодчих возведены и строятся уникальные общественные здания, жилые дома, культовые сооружения, благоустраиваются территории в Гродно, городах и поселках Гродненской области. По их проектам реконструируются исторические памятники, которые придают нашему городу особый колорит и притягательность.
6 апреля в стенах отдела искусств Гродненской областной научной библиотеки им. Е.Ф. Карского в рамках проекта «Прикоснуться к истории» открылась выставка проектов гродненских архитекторов «Архитектурная симфония Гродненщины». Экспозиция состоит из работ основных проектных институтов города и области, а также ученических работ подопечных Гродненского государственного политехнического колледжа.
На открытие выставки пришли Александр Захарчук, председатель Гродненской областной организации Белорусского Союза Архитекторов, главный архитектор Института «Гродногражданпроект», Рышард Кацынель, заслуженный строитель Беларуси , главный инженер «Гродногражданпроекта», Почетный гражданин г.Гродно, Александр Штен, член-корреспондент Белорусской Академии архитектуры, архитектор года Республики Беларусь за 2015 год, Олег Шимбарецкий, главный архитектор проекта реконструкции Старого замка, Борис Шмыга, архитектор проектной фирмы «Тектон» и другие. Гости выставки интересно рассказывали о своих проектах, современных технологиях градостроительства и философской стороне архитектуры. Это был еще отличный повод встретиться друг с другом и посмотреть, кто что делает.
Внимание многих участников открытия выставки было приковано к Рышарду Кацынелю, ведь за 40 лет он принял участие в строительстве чуть ли не каждого третьего объекта в городе. Так венцом его инженерной деятельности стал проект реконструкции Старого моста. Это не рядовое сооружение, как с точки зрения градостроительства, так и с инженерно-архитектурной. Уложившись в рекордные 9 месяцев архитекторы и инженеры сэкономили городу 350 млрд. рублей (неденоминированных.) и на реконструкцию как самого моста, так и подходов к нему затратили 78 млрд. В проект вложено все: душа, сердце и сознание – поэтому он и остается любимым.
Не обошел вниманием Р.Кацынель и проект энергоэффективного дома, ведь для Гродно эта тема как никогда актуальна — сейчас строится второе такое здание, а первое, на Дзержинского, уже сдано в эксплуатацию.
Самой резонансной темой стал проект реконструкции Старого замка в Гродно, который представлял его главный архитектор Олег Шимбарецкий. Активное изучение замка длится последние 50–60 лет, и за это время было сделано несколько предложений по его реконструкции согласно различным эпохам. Все исторические данные многократно обсуждались и перерабатывались, и в результате для дальнейшей реализации был выбран сегодняшний проект. Несмотря на аргументы научного руководителя объекта Владимира Бочкова, занимающегося проектом ещё с 80-х, вокруг реконструкции замка ведутся жаркие дебаты. К этому объекту как к самому ценному объекту исторического наследия города Гродно никогда не было поверхностного отношения. Все, что сейчас представлено– результат проектной работы последних 30 лет. Гродненский замок уникален! Сегодня мы видим сжатое представление того замка, который когда-то был построен для короля Стефана Батория. Когда польский король решил перестроить королевскую резиденцию в Гродно для собственных нужд, итальянский архитектор Санти Гуччи фактически снёс старый замок «под корень». Замок Санти Гуччи простоял в своём оригинальном виде 50–60 лет до Северной войны, которая принесла ему значительные разрушения. Но всё, что с ним делали в последующие века, можно назвать разве что капитальным ремонтом. Сам замок никогда не перестраивался ни в одной другой стилистике, как например Мир и Несвиж, которые являются многослойными строениями. То, что было тогда построено, и хочется восстановить.
Бориса Шмыга познакомил гродненцев с эскизами наружной части здания торгово-развлекательного комплекса «Тринити». Выбор внешнего представления «Тринити», который грозится стать ещё одной визитной карточкой нашего города, проходил на конкурсной основе. В разработке уникального дизайна здания участвовали архитекторы и дизайнеры как из Беларуси, так и из-за рубежа, однако по результатам конкурса ни один из представленных проектов так и не был утверждён. Тем не менее, эти проекты являются хорошим примером современной архитектурной мысли.
В завершении встречи у горожан была великолепная возможность задать волнующие вопросы гродненским архитекторам и пообщаться друг с другом.