Музыка в кармане: из истории аудиокассеты

История аудиокассет берёт своё начало в 60-х годах прошлого века. С 70-х по 90-е годы аудиокассеты представляли собой практический единственный носитель информации. В течение 20 лет на них записывали музыку, как популярных исполнителей, так и непрофессиональных музыкантов, поздравления и даже компьютерные программы. Кроме того, аудиокассеты широко использовали при изучении различных языков, что существенно помогало научиться понимать иностранную речь.

Так было до того времени, пока в 90-е годы кассеты постепенно не стали заменять компакт-дисками.

15 февраля в отделе искусства ГУК «Гродненская областная научная библиотека имени Е.Ф. Карского» в рамках проекта «Прикоснуться к истории» состоялось открытие выставки «Музыка в кармане: из истории аудиокассеты». Благодаря экспозиции можно узнать, что слушали гродненцы в недалёком прошлом, какая аудиотехника стояла у них в квартирах и какие книги отражают музыкальную культуру середины ХХ – начала ХХІ века. На выставочных площадях расположились 425 экспонатов из фондов областной библиотеки и частной коллекции журналиста, историка и краеведа Александра Севенко: кассетные магнитофоны и музыкальные центры, бумбоксы и автомобильные магнитолы, плееры, аудиокассеты и книги.

Самым старым экспонатом на выставке является магнитофон «Электроника-302». Данная модель выпускалась на Зеленоградском заводом «ТочМаш», Кишинёвским заводом «Мезон» и «Ставропольским заводом радиокомпонентов» с 70-х гг. ХХ века. Дизайн взят из образцов промышленной компании «Телефункен». За 10 лет выпуска магнитофон часто менялся как внешне, так и внутренне. Однако, из-за претензий мастерских на плохое качество ползунковых регуляторов выпуск этих моделей был прекращён.

Очень престижно было иметь импортный магнитофон – они обладали более глубоким звучанием. Советская техника весила в несколько раз больше и во время работы сбоила, так как состояла из нескольких плат и возникали неконтакты. Самым старым импортным магнитофоном на выставке является японский «Panasonic RQ-2104», который выпускался с конца 70-х ХХ века.

Большой популярностью у гродненцев пользовались отечественные магнитофоны марки «Беларусь». На выставке можно увидеть модели: «Беларусь-301», «Беларусь М-310С» и «Беларусь-302», которые выпускал Могилёвский завод «Зенит» с 70-х годов ХХ века. Магнитофоны имели богатую цветовую гамму и были предназначены для записи и воспроизведения фонограмм на магнитной ленте в кассетах. Стоили такие модели около 155 рублей, что считалось очень доступным вариантом.

В экспозиции можно увидеть магнитофоны марки «ИЖ». «ИЖ», но не мотоцикл, а магнитофон, хотя связь есть: с 1984 года их выпускал «Ижевский мотозавод». Представлены модели «ИЖ-303-стерео», «ИЖ-305-стерео» и «ИЖ М-306-С».

Модель «Легенда П-405Т» с 1989 года выпускало Арзамасское приборостроительное ПО. Это тифлотехнический кассетный проигрыватель, то есть – это специальный магнитофон, позволяющий воспроизводить «говорящие» книги для инвалидов по зрению: слепых и слабовидящих.

Также на выставке можно увидеть такие модели магнитофонов, как «Парус-302», «Протон-402», «Весна-205-1», «Карпаты-205-1», «Россия М-311» и др.

Особым вниманием гродненцев на выставке пользуются автомагнитолы, которые производили на Гродненском заводе «Автомагнитол». Это модели «Гродно-301» (выпускались с 1978 года) и «Гродно РМ 306 СА» (выпускались с 1992 года). Первая из них была рассчитана на установку в автомобили Жигули «ВАЗ-2103» и Москвич «ИЖ-2125». А вторая выпускалась как для отечественного рынка, так и на экспорт. При установке кассеты эти магнитолы переключаются из режима приёма на воспроизведение.

Если говорить о кассетах, то особенное распространение получили кассеты под обозначением МК-60 и МК-90. Через некоторое время в продажу стали поступать МК-44, длительность которых позволяла записать стандартное количество музыки для одного альбома, при этом на кассете не оставалось лишнего места. Официальные аудиокассеты с музыкой выпускал завод в Таллине, а по Союзу их распространяла ведущий лейбл «Мелодия». Несмотря на массовость и доступность, такие кассеты уступали по качеству своим конкурентам. На выставке также можно увидеть кассеты белорусского производства. Это кассеты фирмы «Vigma» – крупнейшего белорусского музыкального лейбла, основанного в 1993 году. Импортные аудиокассеты стали появляться в Союзе во время проведения Олимпиады в 1980 году. Тогда рынок наводнили «SONY», «Denon», «Agfa» и «BASF». На экспонируемых аудиокассетах представлены разные жанры музыки от классики до рока.

Помимо аудиотехники и кассет на выставке также можно увидеть книги. Привлекают к себе внимание издания советского периода о магнитофонах. Они рассказывают не только о том, как пользоваться бытовой аудиотехникой, но и как её починить. Также в экспозиции можно увидеть издания, посвященные разным музыкальным направлениям. Самое старое – о советском джазе – датируется 1972 годом.

В экспозиции представлено 425 экспонатов и каждый из них передаёт дух своей эпохи, помогает окунуться в прошлое и прикоснуться к истории.